Великие стройкиНачало ударным комсомольским стройкам было положено в 1929 году, когда в июле месяце ЦК ВЛКСМ рекомендовал местным организациям провести мобилизацию комсомольцев и батратцко - колхозной молодёжи для работы в отдельных отраслях промышленности и общественного сектора сельского хозяйства. В декабре 1929 года Пленум ЦК ВЛКСМ наметил ряд конкретных практических мероприятий по повышению роли комсомола в строительстве новых предприятий. Наряду с переброской 15 тысяч лучших комсомольцев для работы в Донбассе и железнорудных районах ЦК ВЛКСМ решил провести мобилизацию не менее 3 тысяч комсомольцев – металлистов на Сельмашстрой (Ростов на Дону), Тракторострой (Сталинград), Уралмашстрой (Свердловск), Керченский металлургический завод и другие строящиеся предприятия. Пленум ЦК ВЛКСМ поручил местным комсомольским организациям взять шефство над крупным капитальным строительством в своих районах. Так зародилось комсомольское шефство над ударными комсомольскими стройками. Первой Всесоюзной была мобилизация молодёжи на строительство Сталинградского тракторного завода. В январе 1930 года сюда стали прибывать первые посланцы комсомола из Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, из многих других областей и республик страны. Одной из первых ударных строек был Днепрогэс. Здесь среди многотысячного коллектива строителей 76% составляла молодёжь до 30 лет. В декабре 1930 года ВЛКСМ взял шефство над электрификацией страны. При ЦК ВЛКСМ был создан Центральный штаб по шефству. В 1931 году комсомол уже шефствовал над строительством 18 электростанций. Огромную помощь Свирстрою оказали ленинградские комсомольцы. Героически трудились комсомольцы и молодёжь на таких стройках как: - Турксиб – 1442 километра железной дороги имели огромное значение для индустриализации Казахстана и Средней Азии. - Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка). На Магнитке было положено начало созданию комсомольско – молодёжных коллективов, сооружавших отдельные объекты промышленного строительства. Молодые рабочие Магнитки составляли 70% коллектива. Ленинградский комсомол был в числе первых взявших шефство над ударными стройками страны. Ленинградский комсомол был шефом создания на Востоке страны угольно – металлургической Урало – Кузбасской базы. Главным её звеном явилось строительство Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, сооружение Уралмашзавода. Шефские традиции Ленинградский комсомол продолжал и совершенствовал на протяжении всех лет своей работы.
Об этом вспоминает бывший заведующий отделом рабочей и сельской молодёжи Ленинградского обкома ВЛКСМ Александр Горошков.. Работая в Ленинградском обкоме ВЛКСМ с января 1972 по декабрь 1979 года, мне пришлось участвовать во многих славных делах советской молодёжи XX века. Но самым конкретным, значимым и полезным для страны делом молодёжи в моё время считаю участие комсомола в шефстве над крупными и важными объектами советской экономики. Особое значение в этой работе занимает сооружение Байкало – Амурской железнодорожной магистрали, где был сфокусирован весь опыт комсомольского шефства прошлых лет. Строительство БАМа 8 апреля 1974 года на бюро ЦК ВЛКСМ было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сразу после этого в комсомольских организациях Ленинграда и области закипела работа по определению своего участия в этой большой, ответственной и долгосрочной работе. Следует сказать, что в Ленинградской комсомольской организации шефство комсомола над важнейшими объектами народного хозяйства к этому времени уже вошло в практику повседневной работы. В обкоме комсомола в начале 70-х годов специально для этой работы был создан отдел рабочей и сельской молодёжи, который занимался ударными областными комсомольскими стройками, формировал отряды из ленинградских комсомольцев и молодёжи для работы на них. Большое внимание этой работе уделял первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ Анатолий Ефимов, о котором хотелось бы сказать отдельно. Он всегда хорошо понимал, где в первую очередь нужен энтузиазм и молодой задор комсомола, где молодёжь может получить хорошую закалку, освоить новые профессии, перенять опыт старшего поколения. Поэтому именно по его инициативе в начале 70-х годов началось шефство ленинградского комсомола над строительством таких важнейших народнохозяйственных объектов как Кингисеппский комбинат «Фосфорит», Тихвинские производства объединения «Кировский завод» и многих других Бюро обкома комсомола своими продуманными решениями, чётко проработанной программой по развитию шефства над строительным комплексом области поставило работу комитетов комсомола на самый высокий – всесоюзный уровень. Анатолий Степанович Ефимов и сам служил примером в этой работе. В декабре 1973 года он возглавил партийный комитет ударной комсомольской стройки Тихвинских производств объединения "Кировский завод", перед которым была поставлена сложнейшая задача – в сжатые сроки для целинных земель создать и наладить производство самого мощного отечественного трактора «Кировец-300». Возглавляемая им партийная организация с честью справилась с поставленной задачей. И в дальнейшем куда бы не направляла Анатолия Степановича партия, а это первый секретарь Тихвинского горкома партии Ленинградской области, первый секретарь Выборгского райкома партии Ленинграда, первый секретарь Новоиского обкома компартии Узбекистана, второй секретарь ЦК компартии Узбекистана, он всегда честно, ответственно, творчески и самоотверженно выполнял свою работу, оправдывал оказанное ему доверие. Я не случайно так подробно остановился на этом примере. Он наглядно показывает и отношение к комсомольскому шефству в Ленинградской партийной и комсомольской организациях и какие в этой работе вырастали достойные своего времени люди. Опыт шефской работы Ленинградской комсомольской организации в дальнейшем очень помог в организации шефства комсомола над БАМом. Развивать и обогащать накопленный опыт шефской работы Ленинградской комсомольской организации над строительством важнейших народнохозяйственных объектов предстояло новому первому секретарю обкома ВЛКСМ Дмитрию Филиппову. В комитетах комсомола закипела работа по определению участия комсомольских организаций в реализации нового важнейшего проекта – строительства БАМа. Участие в сооружении БАМа стало считаться важнейшей задачей, делом чести всех комсомольских организаций. Были созданы Центральный штаб по шефству над БАМом, штаб ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМа. Решены все вопросы по набору и размещению членов ударного отряда, питания, транспортного обслуживания, отправки на новостройку. Изготовлены два Красных Знамени Всесоюзного ударного комсомольского отряда, комсомольские путёвки, приобретена форма для членов отряда. Первостепенная задача была сформулирована кратко: Закончить набор и отбор добровольцев в состав Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ к 24 апреля. Поставленная задача, учитывая сроки и её значимость, была не простой. Поэтому вся ответственность за формирование этого первого отряда была возложена на ведущий отдел комсомольских организаций обкома ВЛКСМ и, в частности, на меня будучи в то время заместителем заведующего этим отделом. Конечно, формируя первый отряд, мы в самом тесном контакте работали с отделом рабочей и сельской молодёжи. Первыми, кому было предложено поехать на БАМ, были бойцы ударных комсомольских отрядов, уже поработавшие на областных стройках. Комсомольскими организациями также была проведена большая работа на предприятиях и в учреждениях Ленинграда и области по подбору кандидатур в этот первый бамовский отряд. Из комсомольских организаций, райкомов и горкомов комсомола стало поступать много предложений по отправке молодёжи на БАМ. В обкоме ВЛКСМ со всеми кандидатами в этот отряд проводилось собеседование, проходил строгий отбор лучших из лучших. В итоге не все желающие поехали на БАМ. Некоторых испугали первоначальные трудности на стройке века, о которых откровенно говорили на собеседовании, некоторые отсеялись по деловым или моральным качествам. Поэтому во Всесоюзном комсомольском отряде имени XVII съезда ВЛКСМ, прибывшем в посёлок Тында Байкало-Амурской магистрали в начале мая 1974 года, ленинградских комсомольцев было всего немногим более 20 человек. Провожали их торжественно из Смольного, всем вручили комсомольские путёвки на БАМ, отъезжающие бойцы возложили цветы к памятнику Ленина у Смольного. И все они, на моей памяти, в дальнейшем честно трудились на БАМе. Ленинградский обком комсомола в течении многих лет поддерживал с ними отношения, получал от них письма, отсылал им подарки и поздравления с праздниками. В резолюции XVII съезда ВЛКСМ было записано, что «сооружение этой железной дороги – дело чести Ленинского комсомола, всей советской молодёжи, продолжение славных традиций первостроителей ДнепроГЭСа и Магнитки, покорителей целины, Ангары и Енисея. 25 октября 1974 года на втором пленуме ЦК ВЛКСМ приняты развёрнутые мероприятия по шефству комсомола над БАМом, реализацией которых занялся избранный на XVII съезде комсомола новый секретарь ЦК ВЛКСМ, бывший первый секретарь Ленинградского обкома, Д. Н. Филиппов. Он возглавил Центральный штаб по строительству БАМа. А работа на более масштабном этапе шефства Ленинградской комсомольской организации над сооружением Байкало-Амурской магистрали проходила уже под руководством нового первого секретаря обкома ВЛКСМ Виктора Лобко. Как я выше отмечал, к моменту объявления шефства над БАМом уже сложилась практика работы молодых ленинградцев на ударных комсомольских стройках области. Но особое место при отборе молодёжи в бамовский отряд принадлежало коллективу строительного треста № 31 Главзапстроя, который возводил в Кингисеппе комбинат сложных минеральных удобрений «Фосфорит». С начала 70-х годов каждый район Ленинграда и области, крупные промышленные предприятия направляли комсомольцев на строительство его объектов. Тогда каждый отряд получал красивые, звучные названия, такие, например, как «Московская застава», «Кировский завод», «Нева», «Прометей», «Авангард», «Дзержинец» и другие. Если ехать на БАМ изъявляли желание ребята, работавшие на других ударных комсомольских стройках области, то они также переводились в Кингисепп. Молодёжь с ходу шла на строительную площадку «Фосфорита». Работали молодые строители по ударному, с первых дней старались выполнять и перевыполнять плановые задания, сдавали объекты к назначенному сроку. Так традиционное шефство переросло в стажировку, которая помогала добровольцам получить строительную специальность, лучше узнать о предстоящей работе, обрести новых друзей, притереться, познать друг друга, вместе с которыми им предстояло продолжать работать на БАМе. Затем штаб, подобрав старших, проведя отбор, формировал отряд на БАМ. При строгом отборе на практике получалось, что до 40 процентов желавших ехать на БАМ отсеивалось. Основными причинами являлись состояние здоровья, семейные обстоятельства, несоответствие желаемых и реальных условий труда, отсутствие должных личных качеств. Не секрет, что были и нарушители трудовой дисциплины, условий проживания в отряде. Такие быстро на общем собрании исключались из отряда. Внедрив действенную стажировку обком комсомола решал сразу несколько задач: во-первых, постоянно подпитывать важнейшие стройки города и области молодой рабочей силой; во-вторых, молодёжь овладевала строительными специальностями и пополняла ряды ленинградских строителей; в-третьих, стажировка служила хорошей воспитательной школой и в-четвёртых, это позволяло формировать бамовские отряды достойными, хорошо подготовленными людьми. Большинство молодых ленинградцев, будущих участников строительства БАМа считали, что стажировка помогла им обрести новых друзей, получить строительную специальность, которой раньше не имели, лучше узнать о предстоящей работе. На фосфоритной стройке опытные рабочие брали шефство над молодёжью, делясь с ней секретами мастерства. Учили рыть котлован, траншеи, прокладывать подземные коммуникации, закладывать фундамент, вести монтаж зданий, сантехнического и электротехнического оборудования, отделывать помещения. Молодёжь охотно изучала новое для себя дело. Каждый старался освоить строительную профессию по настоящему, завоевать право поехать на БАМ. Но это ещё не все. Чтобы получить заветную путёвку, надо было показать и другие лучшие качества – проявить волю, выдержку, не пасовать перед трудностями, быть уживчивым в коллективе. Словом на стройку века ехали юноши и девушки, выдержавшие все испытания, показавшие себя трудолюбивыми, дисциплинированными. На торжественных проводах каждого эшелона секретари обкома комсомола вручали бойцам комсомольские путёвки на БАМ. От трудовых коллективов, комсомольских организаций отрядам передавались шефские подарки, культспортинвентарь. Сердечные напутствия звучали от ветеранов войны и труда, родных, близких и друзей. Для бойцов отряда организовывались экскурсии по памятным местам Ленинграда, по Смольному, перед отъездом бойцы обязательно возлагали цветы к памятнику В.И. Ленина у Смольного. Первый большой отряд «Комсомолец Ленинграда» отправился на БАМ в апреле 1975 года. Командиром этого отряда обком комсомола утвердил Владимира Зинкевича, а комиссаром Анатолия Кошкина. Отряд был многочисленный, около двухсот человек и разделён на четыре линейных отряда: «Дзержинец» (командир Вениамин Махов, комиссар Анатолий Песков), «Монолит» (командир Дмитрий Риман, комиссар Вадим Лебедев), «Прометей» (командир Валерий Вишталь, комиссар Сергей Новосёлов) и «Атлант» (командир Юрий Пономарёв, комиссар Любовь Манзулова). В конце апреля отряд прибыл на БАМ и после долгого и горячего обсуждения в штабе отряд был размещён в двух местах поселения. Линейные отряды «Дзержинец» и «Монолит» во главе с комиссаром Анатолием Кошкиным направили туда, где труднее, в посёлок Новый Уоян. А «Прометей» и «Атлант» оставили в Северобайкальске. Всех бойцов распределили по бригадам треста Нижнеангарсктрансстрой – как в Уояне в СМП – 572, так и в Северобайкальске в СМП – 575. Отправка первого большого самостоятельного отдельного отряда «Комсомолец Ленинграда» положила начало новому более предметному шефству Ленинградской комсомольской организации над строительством БАМа. Требовалась постоянная живая связь с молодыми ленинградцами на БАМе, внимание к ним и поддержка со стороны обкома ВЛКСМ. Нужно было налаживать постоянные контакты с руководством стройки, партийными, комсомольскими и общественными организациями Бурятского участка БАМа. С этой целью в отделе рабочей и сельской молодёжи обкома появилась новая должность – комсорг Ленинградского обкома ВЛКСМ по БАМу. На эту должность был утверждён Борис Матвеев. Он большую часть времени проводил на БАМе и много сделал для укрепления деловых связей Обкома комсомола с Бурятским участком БАМа, куда в дальнейшем стали на регулярной основе после стажировки формироваться и отправляться отряды ленинградской молодёжи, подпитывая стройку века хорошо подготовленными и надёжными строителями. На Бурятском участке высоко ценили вклад ленинградцев в сооружении стройки века. Большую роль сыграли в этом первопроходцы, бойцы первого отряда «Комсомолец Ленинграда», который возглавляли люди зрелые, опытные, отслужившие в армии, прошедшие целину и большую школу общественной работы. Именно благодаря командиру отряда Зинкевичу и комиссару Кошкину, руководству линейных отрядов бойцы выдержали первые неизбежные неурядицы организационного периода. Построить жильё, объекты жилищно – коммунального назначения, производственную базу в голой тайге, куда стройматериалы, механизмы и машины доставлялись с огромной сложностью, было неимоверно трудно. Ленинградцев стали привлекать к общественной, партийной и комсомольской работе. Владимир Зинкевич стал первым председателем поселкового совета Северобайкальска, а Анатолия Кошкина избрали заместителем секретаря партбюро СМП-572, инструктором парткома треста «Нижнеангарсктрансстрой». Так сложилось, что трест «Нижнеангарсктрансстрой», расположился в небольшом посёлке на севере озера Байкал, в месте, которое в последствии стало называться ленинградским участком на БАМе, так как решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР коллективу Главленинградстроя на месте этого посёлка поручили построить новый город под названием Северобайкальск. Для строительства нового города 3 февраля 1975 года создаётся трест «Ленинградбамстрой». В марте 1975 года прибыл первый десант ленинградских строителей во вновь образованный трест. К маю начало из Ленинграда поступать сюда большое количество техники, оборудования, строительных грузов. Очевидно, что прибытие на БАМ первого крупного отряда «Комсомолец Ленинграда» для строительства железнодорожной магистрали и первых профессиональных строителей из Главленинградстроя для строительства нового города Северобайкальск практически было одновременно. Естественно, что в строительстве нового города самое активное участие принимал ленинградский комсомол. Во-первых одним из руководителей первого десанта строителей, прибывших на БАМ был бывший работник Ленинградского обкома комсомола Валерий Анисимов. Он почти двадцать лет был в руководстве коллектива «Ленбамстрой», вначале заместителем начальника по снабжению, а с 1983 года возглавил этот прославленный коллектив. Самое активное участие в формировании коллектива «Ленбамстрой» принимал комитет комсомола Главленинградстроя во главе с Михаилом Новиковым, для которого эта работа стала первостепенной. В первую очередь, надо было по каждой строительной специальности подобрать, а иногда и специально подготовить достойных молодых людей, способных строить город в сложнейших условиях первоначальной неустроенности, вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Во-вторых надо было наладить комсомольскую жизнь непосредственно в бамовском строительном коллективе. С этими задачами комитет комсомола успешно справлялся. На строительство нового города прибыло много достойных молодых строителей, принимавших активное участие в создании Северобайкальска, прославивших ленинградцев своими славными делами. В коллективе «Ленбамстрой» уже 10 июня 1975 года была создана комсомольская организация, секретарём которой избрана Татьяна Шагизиганова. По мере увеличения количества ленинградских комсомольцев и молодёжи на БАМе более предметной становилась и организующая шефская работа отдела рабочей и сельской молодёжи Ленинградского обкома комсомола. В конце 1976 года на ленинградский участок БАМа была отправлена первая группа комсомольских работников Ленинграда. Возглавить эту рабочую группу было поручено мне, как заведующему отделом рабочей и сельской молодёжи обкома ВЛКСМ. В состав группы также вошли первый секретарь Калининского райкома ВЛКСМ Сергей Храбров, первый секретарь Ждановского райкома ВЛКСМ Вячеслав Никитин, секретарь комитета ВЛКСМ Ленинградского оптико-механического объединения Борис Байдалаков и комсорг обкома ВЛКСМ по БАМу Борис Матвеев. Наша поездка была очень интересной и полезной для дальнейшей работы. На БАМ мы вылетели самолётом вчетвером, так как Борис Матвеев уже готовил нашу встречу на БАМе. Летели с пересадкой в Москве до Улан-Удэ, где нам пришлось переночевать. Утром рейсом на небольшом самолете вылетели в Нижнеангарск, так как только там на севере озера Байкал был небольшой аэропорт с грунтовой полосой приёма самолётов. Весь рейс практически проходил над озером Байкал, так как Улан-Удэ находится на юго-востоке озера, а Нижнеангарск на северо-западе Байкала. Аэропорт выглядел в виде большой земляной поляны, прижатой к озеру Байкал горами, а здание аэровокзала в виде небольшого прямоугольного барака с надписью НИЖНЕАНГАРСК. Здесь нас и встречал Борис Матвеев. Наша делегация была достаточно нагружена. Мы везли с собой многочисленные наградные комсомольские значки, грамоты, подарки, культспортинвентарь для ленинградской молодёжи на БАМе. На прибывших за нами легковыми «газиками» мы из Нижнеангарска отправились в Северобайкальск. Дорога проходила через перевал вдоль Байкала в сторону самой северной части озера. Погода была морозная, свыше минус тридцати градусов. Ехать предстояло около ста километров. Трасса была очень красивая, кругом - на дороге, на сопках, на озере, на деревьях лежал чистый белый снег, всё было прочно сковано льдом. Часа через полтора мы прибыли в Северобайкальск. Посёлок Северобайкальск расположен в живописном месте на высоком берегу реки Нии, которая неподалёку сливается с Байкалом. В то время в Северобайкальске не было ни одного высотного здания. Посёлок был застроен кварталами, пока огороженными заборами. Называют кварталы городками. Был городок ленинградцев, городок тоннельщиков, городок строительно-монтажного поезда № 575… В центре посёлка возвышался местный клуб, контурами напоминавший верхнюю часть огромной цистерны, разрезанной посредине. Неподалёку, метрах в десяти за деревьями расположен длинный барак с вывеской «Нижнеангарсктрансстрой». Туда мы сразу и направились. Первая встреча у нас состоялась с начальником треста «Нижнеангарсктрансстрой» В.И. Кривочуприным. Следует сказать, что между обкомом комсомола и трестом к этому времени уже сложились деловые и доверительные отношения. Обком комсомола всё больше и больше направлял в трест молодых ленинградцев, а трест стремился хорошо их не только трудоустроить, но и создать необходимые бытовые условия, условия для отдыха и занятия спортом. Поэтому разговор с руководителем треста состоялся конкретный о перспективе сотрудничества. На следующий день состоялись многочисленные встречи с молодыми ленинградцами, награждение лучших молодых строителей, вручение подарков. Поскольку впереди были выходные дни побывали мы и на концерте художественной самодеятельности и на спортивных соревнованиях. С большим интересом смотрели как в сорокаградусный мороз молодые ребята с огромным энтузиазмом гоняли мяч, играя в футбол на импровизированном стадионе. Побывал я в гостях и у командира линейного отряда Валерия Вишталь, о котором хотелось бы сказать отдельно. Встреча наша была очень тёплой и радостной, потому что мы с ним были уже давно знакомы. Ещё в конце 60-х годов мы с Валерием вместе работали инструкторами Калининского райкома ВЛКСМ Ленинграда. И наши рабочие места были в одном кабинете. Естественно, что много рабочего времени мы с ним проводили вместе, много было вместе сделано, вместе отдыхали, много о чём проговорили. Я обратил внимание, что Валерий как-то не мог себя найти, его что-то тяготило. В райкоме он подружился с работницей сектора учёта Татьяной Барановой, у них сложились хорошие отношения, видно было, что Татьяна полюбила Валерия. Когда я перешёл на работу в обком комсомола, мы уже реже общались. Но я не очень удивился, когда Валерий пришёл ко мне с просьбой включить его в состав отряда, отправляющегося на БАМ. Он в полном объёме прошел стажировку на Фосфорите и при отправке на БАМ по итогам стажировки был назначен командиром линейного отряда. При отправке я его спросил - один он едет или с Татьяной. Валерий ответил, что пока едет один. Поэтому при встрече на БАМе я очень обрадовался, когда вместе с Валерием увидел и Татьяну, которая уже стала Вишталь. Когда Валерий устроил свои бытовые условия, Татьяна приехала к нему и они поженились. Во время нашей встречи Татьяна уже ждала ребёнка. Вот так ленинградские комсомольские работники связали свою судьбу на долгие годы с БАМом, где у них родились бамовские дети. Валерий Вишталь вернулся с БАМа уже не в Ленинград, а в Санкт-Петербург. После многочисленных встреч в Северобайкальске мы с Борисом Матвеевым на вертолёте вылетели в Новый Уоян, где также располагалось два линейных отряда под руководством Анатолия Кошкина. Прилетев на место мы увидели, что новый посёлок под названием Новый Уоян располагался в двенадцати километрах от старинного сибирского посёлка Уоян в сибирской тайге на берегу Верхней Ангары. Погода была морозная, солнечная и кругом была красивая белая от снега сибирская тайга. Подъезжая к Новому Уояну первое, что мы увидели – это натянутый между деревьями транспорант «60-летию Октября - 60 ударных недель». Под таким девизом в Ленинградской комсомольской организации было организовано соревнование молодёжи. Бамовские комсомольцы поддержали инициативу молодых ленинградцев и трудились действительно с энтузиазмом по ударному. Об этом мы слышали на всех наших встречах – и с руководством СМП 572, и молодыми ленинградскими строителями, которые связали свою судьбу с БАМом. Практически это они построили новый посёлок. Возводили не только жилые дома, но и школу, клуб, столовую, магазин. Именно в Новом Уояне я близко познакомился с комиссаром отряда «Комсомолец Ленинграда» Анатолием Кошкиным, дружба с которым продолжается до настоящего времени. После встречи с молодыми ленинградскими строителями, беседы с руководством СМП-572 я понял насколько велик был здесь авторитет комиссара нашего отряда. Именно благодаря своей настойчивости и целеустремлённости Кошкин цементировал, сплачивал отрядных ребят, помогал им преодолевать как объективные, так и субъективные трудности возникавшие в первое время пребывания на БАМе. Несмотря на недооценку руководством СМП-572 роли комсомола и его активистов, Анатолий не сдавался, упорно проводил отрядные мероприятия, укреплял костяк и вёл отряд вперёд на выполнение трудных задач. А помогала ему в этом та закалка, которую он получил и в армии, и в спорте, и в трудовых делах. За его плечами уже были трёхлетняя срочная армейская служба, целинные земли Казахстана, марафонские лыжные гонки на звание «Мастер спорта СССР», большая ответственная работа в роли председателя спорткомитета города Выборга и директора Дворца культуры города Всеволожска Ленинградской области. А в результате получился настоящий железный комиссар – боевой, крепкий, с твёрдым характером. Подробно о делах отрядных мы поговорили с Анатолием уже у него дома. Там я познакомился с его женой Екатериной. Они поженились на БАМе. У них уже была первая дочка, которая ещё не ходила, а живо ползала по ковру на полу. Позже у них на БАМе родилась вторая дочка. Так сложилась ещё одна бамовская семья. Забегая вперёд скажу, что в январе 2008 года мы отметили 70-летие железного комиссара. Но душой он остался таким же молодым, боевым и целеустремлённым. Только благодаря своему твёрдому характеру в конце 90-х годов он буквально выкарабкался из тяжёлого заболевания. И до сих пор, на протяжении всех последних лет именно по его инициативе проходят встречи тех, кто долгие годы проработал на БАМе. Его начинанием стала книга о ленинградцах на БАМе. Но возвращаясь в прошлое вспоминаю, что после обстоятельного разговора у Анатолия дома, он проводил нас с Борисом Матвеевым в обратную дорогу на попутном грузовом Магирусе. Стоял 40 – градусный мороз, светило яркое солнце, кругом на деревьях и в тайге лежал глубокий снег и всё вокруг казалось ослепительно белым и сказочно красивым. Трасса пролегала по глухой тайге, по сопкам, на которые иногда по скользкой дороге было трудно забраться даже мощным немецким Магирусам, которые соскальзывали вниз. Тогда приходилось выходить, набрасывать на дорогу сучья, делать подсыпку. Иногда машины с трудом расходились на дороге. Но так или иначе к вечеру мы добрались до Северобайкальска. На следующий день мы выехали в Нижнеангарск, на самолёте добрались до Улан-Уде, откуда уже вылетели в Ленинград. Так завершилась первая поездка ленинградских комсомольских работников на БАМ, которая положила начало в дальнейшем регулярным выездам на Бурятский участок БАМа делегаций Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1977 году на БАМ выезжали первый секретарь Всеволожского горкома ВЛКСМ Ленинградской области Евгений Ерегин, первый секретарь Кингисеппского горкома ВЛКСМ Ленинградской области Олег Кузин, первый секретарь Василеостровского райкома ВЛКСМ Ленинграда Владимир Воронцов и другие. Члены делегаций встречались с бойцами отряда «Комсомолец Ленинграда», руководителями треста и СМП, оказывали помощь комсомольскому активу Северобайкальска и Нового Уояна в организации работы. В том же году районные комсомольские организации Ленинграда взяли шефство над отдельными строительными подразделениями Бурятского участка БАМа: комсомольская организация Василеостровского района Ленинграда над ТО-12, Калининского - над СМП-575, Выборгского – над СМП-572, Невского – над СМП-597. Таким образом шефство Ленинградской комсомольской организации над Бурятским участком БАМа не только углублялось, расширялось, но и принимало всё новые формы. В этот период произошла смена руководства в Ленинградском обкоме ВЛКСМ. Первый секретарь В.Н. Лобко решением Ленинградской партийной организации был направлен на партийную работу, первым секретарём Кронштадтского райкома КПСС. В то время в Кронштадте начиналась работа по строительству защитных сооружений Ленинграда от наводнений, новая ударная комсомольская стройка. И Ленинградский обком КПСС, направляя Лобко на новую должность, очень рассчитывал на его опыт в шефской комсомольской работе. Об этом на проводах прямо сказал первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Васильевич Романов. Первым секретарём Ленинградского обкома комсомола избрали Александра Колякина. Именно при нём шефство Ленинградского комсомола над Бурятским участком БАМа получило дальнейшее развитие. Изменения к тому времени произошли и в тресте «Нижнеангарсктрансстрой». На должность руководителя треста был назначен Феликс Викентьевич Ходаковский. Это был опытный руководитель, с пониманием относившийся к роли комсомола в строительстве железнодорожной магистрали, ценивший вклад ленинградцев в дела треста. Ходаковский хорошо понимал необходимость правильно выстраивать отношения с крупнейшим регионом страны. Он настроил всё руководство треста, его аппарат и коллективы на местах на деловой, рабочий лад в работе с комсомолом. С трестом «Нижнеангарсктрансстрой» обком комсомола заключил большой договор о комплексном шефстве. Утверждено положение о трестовском отряде «Комсомолец Ленинграда», подписанное управляющим треста Ф.В. Ходаковским и первым секретарём Ленинградского обкома ВЛКСМ А.Н. Колякиным. Шефская работа от областного и районного звеньев постепенно углублялась в первичные комсомольские организации. Более 40 комсомольских организаций промышленных и транспортных предприятий, проектных институтов создали штабы содействия ударному строительству, установили комсомольский контроль над изготовлением заказов и проектной документации для БАМа. Молодёжь объединения «Звезда» работала под девизом «Заказам для БАМа – зелёную улицу». Сто передвижных дизельных электростанций АС-500 БАМ было в сжатые сроки изготовлено на заводе. Комсомольские организации объединения «Электросила», заводов «Севкабель», «Русский дизель», Пушкинского ремонтно-механического завода работали под девизом «БАМу – досрочно». Пушкинский РМЗ изготовил более тысячи вагонов различного назначения для ударной стройки, в которых разместились около 12 тысяч строителей БАМа. Соревнование ленинградцев по выполнению заказов БАМа развивалось под девизом «БАМу – ударный труд и творческий подход», «БАМу – всё лучшее в сжатые сроки». Институт «Ленгипрогор» спроектировал Генеральный план города Северобайкальска. По инициативе комитета ВЛКСМ Ленинградского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (ЛенЗНИИЭП) создан комсомольско-молодёжный отдел для проектирования новой серии жилых и общественных зданий для строительства в особо сложных низкотемпературных и высокосейсмичных условиях БАМа. Молодые специалисты института Ленгипротранс взяли шефство над проектированием трассы на участке Чара-Тында длиной 631 километр, заключив договор о содружестве с комитетом комсомола Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В результате молодые специалисты 20 кафедр и подразделений этих институтов с опережением графика, досрочно разработали проект этой трассы, а студенты выполнили 120 реальных дипломных проектов по тематике БАМа. Активно работали юноши и девушки многих ленинградских институтов над заказами БАМа. Институт Ленгипротрансмост спроектировал мосты через большую сибирскую реку Лена, разработал типовые проекты малых и средних мостов. Институт Ленметропроект участвовал в проектировании уникальных многокилометровых Байкальского и Северомуйского тоннелей. Институт Гипротранссигналсвязь досрочно подготовил проектную документацию по организазии связи на участке Нижнеангарск – Тында. Весомый вклад в строительство БАМа внесли и студенческие строительные отряды. В 1975 году первый десант Ленинградского областного студенческого строительного отряда высадился на БАМ. Бойцы отряда работали на строительстве мостов автодороги Тазы – Уоян, на рубке просеки участка Курлы – Даван. В 1978 году на трассе трудились уже 30 студенческих отрядов из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Ленинградского кораблестроительного института, Ленинградского инженерно – строительного института, Ленинградского механического института, Ленинградского педиатрического института и других. Шефство Ленинградской комсомольской организации над БАМом приобретало всеобъемлющий характер. Для координации этой работы в отделе рабочей и сельской молодёжи обкома были утверждены ещё два комсорга по БАМу – Ренат Залялов и Олег Разыгрин. Оба пользовались большим авторитетом среди посланцев Ленинграда на БАМе. Они месяцами вместе с Борисом Матвеевым колесили по трассе, встречались с молодыми ленинградцами – строителями БАМа, помогали в организации комсомольской работы, были организаторами спортивных и культурных мероприятий. Возвращаясь в Ленинград, они контролировали изготовление бамовских заказов на предприятиях и в проектных организациях, занимались подбором юношей и девушек, желающих поехать на стройку века, организовывали их стажировку, привозили новые отряды на БАМ. Лучшие из лучших были включены в состав Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Этот отряд отправлялся со съезда комсомола, который проходил в Кремлёвском дворце съездов в апреле 1978 года. В составе отряда были представители всех союзных республик Советского союза. В их число вошли 34 бойца Ленинграда и области. Возглавлять отряд было поручено мне, как заведующему отдела рабочей и сельской молодёжи обкома комсомола. В составе отряда также были комсорги по БАМу Борис Матвеев и Ренат Залялов. Перед отъездом в Москву была проведена большая подготовительная работа. Все бойцы прошли стажировку на Фосфорите в Кингисеппе, с каждым проведено собеседование в обкоме, все были одеты в специальную форму с нашивками XVIII съезда ВЛКСМ. На московском вокзале Ленинграда состоялись торжественные проводы отряда на съезд. Все бойцы ехали в одном вагоне в хорошем, приподнятом настроении. Такой настрой сохранился на протяжении всей дороги, вплоть до БАМа. На XVIII съезде комсомола бойцов отряда в торжественной обстановке напутствовали делегаты съезда. Весь отряд был разбит на пять частей, которые направлялись на разные стройки страны. На БАМ отправилось 297 бойцов, в составе которого были представители Белоруссии, Литвы, Латвии, Молдавии, Кабардино-Балкарии, Ленинграда и Краснодарского края. Под отряд был выделен специальный состав, руководителем эшелона назначен хорошо мне знакомый заместитель заведующего общим отделом ЦК ВЛКСМ Борис Юдинцев. После торжественных проводов на вокзале Москвы 28 апреля состав взял курс на Улан-Уде. Ленинградцы все были размещены в одном отдельном вагоне. Поездка для каждого бойца отряда была незабываемой. По всему пути следования состава, на многочисленных остановках в городах отряд встречали местные жители с оркестром, музыкой, флагами, транспорантами. На митингах звучали наказы и пожелания, бойцам вручали подарки. В пути бойцы отряда знакомились друг с другом, обменивались опытом, обсуждали предстоящую работу, пели песни. Так продолжалось неделю, до самого Бурятского участка БАМа. 3 мая отряд прибыл в Улан – Уде. В тот год весна была дружной. Снег в степи сошёл рано, было сухо, лишь в тайге он ещё оставался. Поэтому прибыв с вокзала прямо в аэропорт, бойцы отряда удивлённо щурились на солнце. Сибирь многим представлялась более суровой. В тот же день специальным рейсом на шести самолётах весь отряд был переброшен в Нижнеангарск. Оттуда на автобусах и вахтовках доставлены в Кичеру, на место постоянной дислокации отряда в производственном коллективе СМП-608. Встречали бойцов отряда хлебом и солью, музыкой и первыми цветами – подснежниками. Были митинги, сердечные напутствия и приветствия ветеранов БАМа. Так прибыл на Бурятский участок БАМа долгожданный десант Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ! Разместив бойцов ленинградского отряда, мы воспользовались возможностью, чтобы в очередной раз побывать в Северобайкальске и других посёлках массового местонахождения молодых посланцев Ленинграда на БАМе, встретиться с ними, поблагодарить за ударный труд, вручить награды лучшим. Можно перечислять многих ленинградцев, прославивших наш город на стройке века. Это и Инна Гусева – боец первого комсомольского десанта на Уоян, избранная делегатом XVIII съезда ВЛКСМ, и Пётр Коробов, удостоенный звания лауреата премии Ленинского комсомола, и Евгений Кондратьев, награждённый медалью «За трудовую доблесть» и многие, многие другие. Не могу не вспомнить и тех с кем отношения продолжались и после БАМа, уже в XXI веке. Это Игорь Виноградский, бывший секретарём комитета ВЛКСМ треста «Нижнеангарсктрансстрой», а затем заместителем начальника СМП-575, командир отряда «Нева» Владимир Шилов, работавший заместителем начальника строительного участка. Они и после БАМа остались с такой же активной жизненной позицией, нашли своё достойное место в новой жизни. В октябре 1978 года на заседании Центрального штаба ЦК ВЛКСМ по шефству над сооружением Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в Москве был заслушан отчёт секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ Виктора Степахина, который курировал весь спектр бамовских вопросов. Перед отчётом он побывал на БАМе. На заседании Центрального штаба ЦК ВЛКСМ фактически были заслушаны и подведены итоги четырёхлетней шефской деятельности Ленинградского обкома комсомола и одобрен «Опыт работы комсомольских организаций Ленинграда по комплексному шефству над закреплённым участком БАМа». В 1979 году мне пришлось покинуть отдел рабочей и сельской молодёжи в связи с переводом на работу в Ленинградский обком КПСС. Но шефская работа над БАМом, насыщенная опытом, накопленным в годы строительства великой железнодорожной магистрали, продолжалась ещё долгие годы.
.
|
|
||||
|